Автоматизация звуков в домашних условиях

postheadericon Автоматизация звуков в домашних условиях

Дорогие мамы и папы!

 childrenВы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

        Это один из самых длительных этапов, на котором ваша (родителей) помощь ребенку просто неоценима.

        Ваша задача заключается в том, чтобы, выполнять мои (логопеда) задания в рабочих тетрадях – разучивать стихи, пересказывать небольшие тексты, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Вы должны контролировать правильное произношение ребёнком  автоматизируемого звука во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослые постоянно осуществляли контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или: «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, вы должны показать образец правильного произношения звука в слове: «Саша, повтори за мной – СССОБАКА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то взрослому достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться вами в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих. Существует ряд факторов, затрудняющих автоматизацию звуков:

— наличие патологии в строении артикуляционного аппарата;

— наличие неврологической симптоматики у ребенка;

— недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка;

— отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением;

— отсутствие заинтересованности в результатах работы.

Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

    Многие, начиная выполнять логопедические задания, сталкиваются с тем, что упражнения обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Использование игр

 Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. Применять игры в домашних условиях можно, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

Напоминаю последовательность автоматизации звуков:

  •  В слогах
  •  В словах
  •  В словосочетаниях
  •  В предложениях
  •  В связной речи

         Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах на начальном этапе должен проходить под контролем логопеда. Когда звук произносится ребёнком достаточно уверенно, можно автоматизировать его дома в игровой форме.

         Предлагаю вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции.

Игры на этапе автоматизации звуков 

  1. Автоматизация звука в словах.

 «Загадки»

 Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Например, мишка, неваляшка, мышка, машина, матрёшка, петушок, пушка.  Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

 Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

 Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

 «Слова вокруг нас»

 Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

 В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

 Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и в предложениях.

  1. Автоматизация звука в предложениях.

 «Подружи слова»

 Взрослый предлагает составить предложение с заданными словами (картинками);

«Путаница»

 Взрослый предлагает составить предложение из перепутанных слов. Например: на, Саня, катает, санки, Соня (Саня катает Соню на санках);

 «Исправь взрослого»

 Ребёнок исправляет у взрослого неправильное произношение звука в предложении; 

«Дополни предложение»

 Взрослый произносит незаконченное предложение, дети дополняют его недостающим словом.

  1. Автоматизация звуков во фразах.

Игр для закрепления звуков во фразе тоже много. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.

Вот одна из игр, которая нравится многим детям.

«Найди ошибку».

 Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он сообразительнее и умнее взрослого.

       При выполнении домашних заданий вы, наверное, заметили, что я включаю много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов. Занятия должны быть интересны ребёнку, приносить ему радость – от этого во многом зависит результат логопедической работы.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет заниматься, а следовательно, повысится эффективность работы.

      Для успешного результата конечно важным является взаимодействие с вами, родителями.

      Взаимодействие всех взрослых необходимо для успешного речевого развития ребёнка.

    Работа по автоматизации звуков с использованием игр и игровых упражнений при вашем содействии позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.

Советы родителям

  1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
  1. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
  1. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
  1. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  1. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  1. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
  1. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  1. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  1. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Учитель-логопед: Зотова Г.Г.

Комментарии запрещены.

QR Code Business Card
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика