Комплекс артикуляционной гимнастики для коррекции звуков «л», «л’», «р», «р’»

postheadericon Комплекс артикуляционной гимнастики для коррекции звуков «л», «л’», «р», «р’»

1.   «Улыбка»

Цель: Укреплять мышцы губ.

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от 1 до 10.

Примечание:

Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. «Трубочка»

Цель: Развивать способность к переключаемости движений.

Вытянуть сомкнутые губы   вперёд   трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.

Примечание:

Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

3. «Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 10.

Примечания:

1. Нижнюю губу не подворачивать за нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

4. «Качели»

Цель: укреплять мышцы языка, вы­рабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке, широ­ким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.

Примечание:

Следить, чтобы язык не су­жался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

5. «Почистим зубки»

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая дви­жения языком вверх-вниз.

Примечание:

Следить, что­бы губы не закрывали зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Маляр»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управ­лять им.

Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживаю­щие движения по нёбу (назад-вперед) от резцов в глубину рта и обратно.

Примечание:

Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внут­ренней поверхности верхних зубов и не выходил за пределы рта, губы не закры­вали зубы, нижняя челюсть не двигалась.

7. «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вы­рабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение уп­равлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижимать к бугор­кам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выпол­няется в медленном темпе, потом бы­стрее.

Примечание:

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

8. «Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вы­рабатывать движение языка вверх, рас­тягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (присосать) и удерживать его в таком по­ложении под счет от 1 до 5—10. Язык напоминает тонкую шляпку грибка, а ра­стянутая подъязычная уздечка — его нож­ку.

Примечания:

1.Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать);

2.Губы не должны закрывать зубы;

3. При по­вторении упражнения постепенно увели­чивается амплитуда движений.

9. «Вкусное варенье».

Цель: укреплять мышцы языка, раз­вивать подвижность языка, вырабаты­вать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

Примечания:

1. Сле­дить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по верх­ним коренным зубам, а кончик языка был поднят;

2. Губы не закрывают зубы;

3.Нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх, она должна быть неподвижной.

10. «Барабанщики»

Цель: выработать подъем языка и точные дифференцированные движения его кончика.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо: д-д-д-д, затем; да-ды.

Примечания:

1.При произнесении слога «да» язык отводится к центру нёба;

2. При произнесе­нии «ы» кончик языка перемещается к бугоркам за верхними резцами.

Оставить комментарий

QR Code Business Card
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика