Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

postheadericon Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Значение развития мелкой моторики у детей

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.

Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее), на играх кнопочки. Мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кисти и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Восточная медицина утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому осознанная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Условно формы работы можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

Игры с пальчиками с речевым сопровождением; (и без сопровождения);

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность:

игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры:

мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, счётные палочки и геометрические фигуры;

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Игры на развитие тактильного восприятия:

«Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные.

Нетрадиционные:

игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;

Самомассаж тренажёром для рук «Весёлый язычок»;

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Самомассаж кистей и пальцев рук, используя природный материал (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни);

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Воздействие с помощью массажных мячиков, шариков Су-Джок, массажных шнурков (в т.ч. с помощью аппликатора Кузнецова);

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

применение различных бытовых предметов (щетки, расчески, карандаши, резинки для волос, прищепки и многое другое).

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Таким образом, можно отметить, что развитие мелкой моторики можно ускорить различными способами.

Пальчиковая гимнастика.

1. Использование специалистами

К сожалению, в последние годы прослеживается стойкая тенденция к увеличению количества детей с нарушениями речи. При этом логопеды в дошкольных учреждениях нашего района большая редкость, в школах такие специалисты и вовсе отсутствуют. Объединить наши усилия, оказать посильную помощь детям в речевом развитии – одна из важных задач, которая стоит перед педагогами разных специальностей.
Уникальным средством, позволяющим развивать речь в повседневной жизни дошкольника – является пальчиковая гимнастика. Я хочу остановиться именно на ней.

В своей логопедической работе я систематически использую её как часть занятия, особенно на начальном этапе коррекционно-развивающей деятельности. В условиях логопункта, в котором я работаю время занятия ограничивается 15-20 минутами. Использование пальчиковой гимнастики удобно тем, что её время регламентировано 2-4 минутами и не растягивается на неопределённое время, как при использовании других приёмов.

  • В работе воспитателя пальчиковая гимнастика может использоваться в различных режимных моментах: в утренние часы перед завтраком, во второй половине дня после сна, а так же как составная часть в ходе коммуникативной деятельности;
  • В работе инструктора по физической культуре на утренней гимнастике;
  • В работе педагога-психолога в процессе коррекционной работы;
  • В работе музыкального руководителя на музыкальных занятиях с малышами.

2.Влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребёнка.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность.
  • Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость.

3. Правила проведения пальчиковой гимнастики.

1) Во время проведения гимнастики следить за правильным положением осанки.

2) На начальном этапе все упражнения следует выполнять вместе с ребёнком, в медленном темпе, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

3) Подбирайте упражнения, которые окажутся по силам ребёнку. Если они пока слишком сложны – упростите их и наоборот: при необходимости — усложняйте.

4) Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.

5) Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

6) Если гимнастика сопровождается словами, то все движения выполняются в соответствии с ритмом стихотворения.

7) Сопровождая игры стихами, побуждайте ребёнка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

8) Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

9) Упражнения сначала можно отрабатывать одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.

10) Заниматься нужно ежедневно, каждый день не менее 5 минут.

Автор: учитель-логопед I категории Зотова Г.Г.

Оставить комментарий

QR Code Business Card
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика