Речевая культура педагога

postheadericon Речевая культура педагога

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи.

Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры, визитной карточкой человека, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит  успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи невсегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.

Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям со стороны. Открытые занятия полезно записывать на видео, с тем, чтобы во время их анализа можно было обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на видео речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания педагога. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т. д.) воспитатель отмечает  и таким образом организует работу по их устранению.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников «Методики развития речи детей дошкольного возраста» отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • Грамотность построения фраз.

— грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.

  • Простота и ясность изложения: немногословие.
  • Выразительность:

— интонация и тональность;

— темп речи, паузы;

— динамика звучания голоса;

— словарное богатство;

— образность речи;

— дикция.

  • Правильное использование специальной терминологии:

— исключение режущих слух фразеологических оборотов;

— исключение лишних слов.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения.

 Невербальная культура общения педагога

Невербальное общение — это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% — невербальными средствами.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. К основным невербальным средствам общения относятся:

— мимика;

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно — теряется до 10-15% информации.

— выразительность пластики тела;

Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  • Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…
  • Неуместное использование звукоподражательных слов;
  • Ошибки в речи: «ложить» вместо «класть», «свекла» вместо «свёкла», «придумай слово» вместо «назови» и «припомни», «позвОним» вместо «позвонИм» и др.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами — логическими и психологическими. Без логических пауз — речь безграмотна, без психологических — бесцветна.

  1. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы успешно вести работу по речевому развитию детей.

Учитель-логопед I категории Зотова Г.Г.

Оставить комментарий

QR Code Business Card
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика