Умение педагога правильно задавать вопросы

postheadericon Умение педагога правильно задавать вопросы

Умение задавать вопросы – один из необходимых                               компонентов коммуникации в работе с детьми

 I. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду.

        Какими могут быть вопросы?

Их можно разделить на две  большие  группы: 

  1. Уточняющие, например: «Верно ли что… Должен ли…»

Они могут быть простыми и сложными. Последние состоят из нескольких простых («Будешь ли ты играть в игру с детьми или тебе больше нравится играть одному?»).

Простые вопросы можно поделить на условные («Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?») и безусловные («Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?»).

  1. Восполняющие (неопределённые, непрямые). Они обычно включают слова:  «где, когда, кто, что, почему, какие» и  другие.

Эти вопросы также могут быть простыми (Где можно построить нарисованный тобой дом?») и сложными («Кто, когда и где может построить этот дом?»).

      В процессе познания вопросы должны предварять ответы. Следовательно, очень важно развивать в себе умение задавать вопросы. 

       II. Умение педагога правильно задавать детям вопросы  — один из необходимых и важных компонентов в коммуникативной деятельности с детьми. Зачастую взрослый не уделяет должного внимания правильной постановке вопроса, и как следствие получает от ребёнка неожидаемый им ответ. Как говорится: «Каков вопрос, такой ответ». Поэтому роль вопроса очень велика.

      Вопрос педагога действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос собирает и направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того, чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В педагогической практике  часто ставятся лишние, ненужные для намеченного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, проводя наблюдение с детьми, педагог спрашивает: «Дети, подумайте, почему так красиво весной?”.

Правильно:

1. Что изменилось в природе с приходом весны?

2. Почему вы решили, что это ранняя весна?

 Второе требование к вопросу — точность и конкретность.

 Ошибки:  1. Расплывчатая формулировка.

 Неправильно: Какие изменения произошли весной с растениями? (Дети могут сказать: «Растения просыпаются» – не конкретно).

 Правильно: Что появляется весной на деревьях?

2. Повторение одного и того же вопроса несколько раз в различных формулировках.

Например:

1. В какой стране мы живём?

2. Как называется наша Родина?

3. Вспомните, наша страна как называется?

3. Использование вопросов с отрицательной формулировкой, внушающих ребёнку отрицательный ответ.

Например: 1. Ты не знаешь, как называется эта фигура?

                    2. Вы не знаете, где живёт медведь?

                    3. Не можешь сказать, что бывает после весны?

4. Многословие.

Неправильно:  Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое оттепель?

Правильно:  Как вы думаете, что такое оттепель?

Стремясь к точности и краткости, некоторые впадают в другую крайность:

                   5. Чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным («Ну и что?»).

6. Словесное нагромождение.

Неправильно: Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что

                         наступила весна?

Правильно:     Как вы догадались, что наступила весна?

7. Недоступность пониманию детей.

Неправильно: Полицейский следит, чтобы машины ехали при каком свете

                        светофора?

Правильно: (разделить на 2 вопроса)

  1. При каком свете светофора машины могут ехать?
  2. Кто следит, чтобы машины ехали правильно?

             8. Неточность словоупотребления.

Неправильно: Куда почтальон кидает письма?

Правильно: Куда почтальон  кладет письма?

9. Частое употребление подсказывающих вопросов.

Неправильно: Какое сейчас время года, самое жаркое?

Правильно: Какое сейчас идёт время года? 

Третье требование-целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

      Педагог должен помнить, что цель постановки вопросов – усвоение детьми намеченного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что  можно сказать на данную тему, а об основном, главном.  Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов определяет и их последовательность.

 Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.  

Учитель-логопед I категории Зотова Г.Г.

Оставить комментарий

QR Code Business Card
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика