Значение дидактических игр и игровых упражнений на этапе автоматизации звуков у дошкольников

postheadericon Значение дидактических игр и игровых упражнений на этапе автоматизации звуков у дошкольников

Значение дидактических игр и игровых упражнений на этапе автоматизации звуков у дошкольников     Игра для детей – это сама жизнь. Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве имеет игра для всестороннего развития ребёнка. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрей и становится более прочным.

     Она составляет основное содержание жизни малыша. В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребёнка – дошкольника. Причём в игре это происходит значительно легче и быстрее.

    Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей этих детей.

   Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.

      В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этап закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).

    Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук,  произношение которого закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей, по тем или иным причинам, имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных, кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим творческий подход в процессе коррекционной работы. В своей работе я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приемы  работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Как отмечает Л.Н. Смирнова, самый трудный и длительный этап – автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести поставленные звуки в повседневную жизнь детей, особенно, если отсутствует контроль со стороны  родителей. Как пишет М.Е. Хватцев игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. А логопедические игры помогают сделать занятие для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий. Такая легкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена эмоциональностью ребенка. Как установлено психологом З.И. Истоминой, в игре, дети в 1,5-2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому заданию повторить его.

Что затрудняет автоматизацию звуков:

— наличие патологии в строении артикуляционного аппарата;

— наличие неврологической симптоматики у ребенка;

— недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка;

— отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением;

— отсутствие заинтересованности в результатах работы.

При тяжёлых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах  словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Дело осложняется ещё и тем, что для некоторых звуков речевой материал довольно ограничен (г, д, й, щ и др. звуки). Если же ребёнок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приёмов и говорить не приходится. У дошкольника теряется интерес к занятиям и пропадает интерес к логопедическим занятиям.

В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, важно использовать игры и игровые упражнения.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения
  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры

Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Дидактическая игра – один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения, выполнения правил. 

Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми. Кроме того все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.

Для успешного результата конечно важным является взаимодействие с вами, воспитателями и родителями.

Взаимодействие всех взрослых необходимо для успешного речевого развития ребёнка.

Работа по автоматизации звуков с использованием дидактических игр и игровых упражнений при вашем содействии позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.

Оставить комментарий

QR Code Business Card
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика